Четыре мощных упражнения на концентрацию внимания
Умение сосредотачиваться является ключевым навыком во многих сферах нашей жизни. Концентрация внимания одинаково важна для нашей профессиональной жизни, в которой нам часто приходится решать самые разные задачи, и личной жизни, когда концентрация внимания позволяет нам слушать нашего собеседника. Особенно важна концентрация внимания в обучении и в развитии психических способностей. В этой статье мы рассмотрим четыре упражнения на концентрацию внимания.
Насколько сильны ваши «мышцы» концентрации внимания? Вероятно, ваши способности к концентрации внимания не сильно отличаются от средней для вашего окружения величины, или средней для обычных людей. А ведь способность к сосредоточению важна практически во всех сферах вашей жизни. Во время разговора, для того чтобы действительно слышать собеседника вам необходимо прилагать усилия чтобы удерживать внимание на том, что он говорит, иначе вы рискуете «взлететь на облака».
Ваш ум постоянно находится под «атакой» самых разных мыслей. Находясь на работе, вы можете думать о доме, о предстоящем ремонте, уборке, о неоплаченных счетах, а всё ли в порядке с детьми. Разумеется, иногда беспокойство бывает полезным и позволяет вам не забывать о «мелочах», однако это делает вас крайне неэффективным в выполнении текущих задач. «Блуждание» разума стало обычной проблемой для нашего усложняющегося общества и нашего беспокойного времени. Многие люди постоянно пребывают в мыслях: в мыслях о прошлом, мыслях о будущем, о чём угодно, только не о том, что они делают здесь и сейчас.
Часто, даже при большом желании сконцентрироваться на том, что мы делаем сейчас, нам не всегда удаётся избавиться от лишних мыслей, а если и удаётся, то с трудом и на малые промежутки времени? В чём же причина? Причина, скорей всего, кроется в неразвитых «мышцах» концентрации. Ведь навык сосредоточения, равно, как и любой другой навык, требует постоянного развития и укрепления. Четыре мощных упражнения развития концентрации внимания помогут вам укрепить «мышцы» концентрации и сделают вас более эффективным «исполнителем».
Слова напутствия.
Решите для себя, что вы будете упражнять свой навык концентрации внимания на ежедневной основе и тратить на это столько времени, сколько потребуется, начиная с пяти минут, постепенно увеличивать время выполнения упражнений. В дальнейшем, когда вы будете способны удерживать внимание на одной мысли или вещи в течение 10 – 15 минут, вы сможете решить для себя, нужно ли вам развиваться дальше, в зависимости от того, в какой области вашей жизни вам требуется высокий уровень концентрации.
Прежде чем начать выполнение упражнения на концентрацию внимания, вам необходимо расслабиться и успокоить свой разум. На нашем сайте вы найдёте массу упражнений на релаксацию, в частности, в разделе о медитации. Но для начала подойдёт простая техника расслабления, которая будет приведена ниже, в дальнейшем вы можете подобрать наиболее подходящую вам технику расслабления.
Найдите тихое место. Уберите подальше телефон, предупредите ваших домочадцев о том, чтобы вас не беспокоили, закройте дверь и приступайте к сеансу релаксации. Расположитесь удобнее, вы можете сидеть или лежать, хотя, я не рекомендую вам выбирать положение «лёжа», поскольку вы можете просто заснуть и забыть об упражнении. Когда будете готовы, максимально расслабьте ваше тело, чтобы в нём не было точек напряжения, если таковые имеются, усилием воли поочерёдно напрягите проблемные участки тела и вновь расслабьте их. Сделайте глубокий вдох через но, затем выдох через рот, одновременно с выдохом представляя, как напряжение покидает ваше тело. Продолжайте дыхательное упражнение до тех пор пока не почувствуете себя полностью расслабленным. Расслабившись, можете приступать к упражнению.
1. Внимание на точку.
В этом упражнении на концентрацию внимания вам необходимо будет сосредоточенно смотреть на точку на стене. Возможно, вам необходимо будет подобрать соответствующее помещение, или же сделать в вашем помещении некоторые изменения. Вам нужна одноцветная стена перед вашим креслом или диваном. Если обои на стене имеют рисунок или узоры, это несколько усложняет задачу, поскольку это будет отвлекать вас от сосредоточения на точке. Если же обои на стенах вашей комнаты цветные и узорчатые, это не повод для разочарования, вы можете прикрепить к стене лист белой бумаги, лучше всего большого размера.
Нарисуйте в центре листа небольшую чёрную точку, величиной с горошину. Если у вас однотонная стена, просто прикрепите к ней наклейку в виде круга, также, величиной с горошину. Важно, чтобы точка была размещена на уровне вашего взгляда. После всех приготовлений, сядьте напротив точки, расслабьтесь и начинайте сосредотачивать своё внимание на этой точке. Вы должны отдать всё своё внимание этой точке, так, чтобы всё вокруг неё «исчезало», вы видите только точку, и освобождаетесь ото всех посторонних мыслей. Для фиксации результата ведите записи времени сосредоточения. Если в ваш разум начинают поступать мысли, и вы не можете удержать внимание только на точке, завершайте упражнение, запишите результат. Если результат вас не удовлетворяет, начинайте всё сначала.
2. Сосредоточение на словах.
Для выполнения этого упражнения на концентрацию внимания, возьмите любую книгу, журнал или газету. Выберите один параграф книги и, используя только ваш взгляд, начинайте считать количество слов в параграфе. Здесь важен один момент, не используйте для слежения за словами ни ваши пальцы, ни линейку, ни что-либо ещё, используйте только ваш взгляд. После подсчёта слов в параграфе, сосчитайте количество слов ещё раз, чтобы убедиться, что вы не ошиблись в счёте. На выполнение этого упражнения уделяйте не больше 5 минут.
Когда вы сможете безошибочно вести подсчёт слов в параграфе, не отвлекаясь на другие раздражители, можете усложнить упражнение, добавив в него второй параграф. Теперь ваша задача будет состоять в подсчёте слов в двух параграфах. По мере улучшения вашей способности к концентрации внимания, постепенно увеличивайте количество параграфов в данном упражнении, до тех пор, пока вы не сможете с лёгкостью вести счёт слов целой страницы, не отвлекаясь ни на что другое.
3. Обратный отсчёт.
Это упражнение на концентрацию внимания вы можете выполнять в любом месте, например, по пути к дому, или на работу. Выберите число, и начните обратный отсчёт. Для начала подойдёт число 100, ваш цель вести обратный отсчёт до нуля. Выполняя упражнение, старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если вдруг отвлечётесь, начинайте отсчёт заново, до тех пор, пока у вас не получится вести обратный отсчёт без отвлечения вашего внимания. После того, как вам начнёт легко удаваться выполнение этого упражнения, усложните его.
Выберите любое трёхзначное число, лучше всего, если оно будет не округлённым, например 126, 264, 332 и так далее. Чем сложнее выглядит число, тем лучше будут упражняться мышцы вашей концентрации. После того, как вы научитесь легко справляться с упражнением «обратный счёт» усложните его ещё на один порядок, начав отсчитывать через одну и через две цифры, примерно так: 100, 98, 96 и так далее, и 100, 97, 94 и так далее. Это будет упражнять не только вашу концентрацию внимания, но и математические способности. Два плюса одновременно.
4. Сосредоточение на числе.
Для выполнения этого упражнения вам потребуется ручка и бумага, а также таймер или часы с секундной стрелкой, для определения времени результата. Ваше первое упражнение должно состоять в сосредоточении на цифре один, в дальнейшем вы можете выбрать другую цифру. Важно, чтобы в течение всего упражнения вы оставались сосредоточенным только на одной цифре. Итак, закройте глаза и увидьте вашим внутренним взором цифру один. Увидьте её так, будто эта цифра действительно стоит перед вашими глазами. Увидьте высоту, ширину и цвет этой цифры. Откидывайте любые поступающие мысли, ваша цель – созерцание цифры, сосредоточение на деталях.
По мере поступления в вашу голову мыслей, а они скорей всего будут вас «донимать», просто игнорируйте их и продолжайте сосредотачиваться на числе. В какой-то момент, возможно, вы уже не сможете целиком и полностью удерживать ваше внимание на цифре, в таком случае, прекратите выполнение упражнения и определите, сколько времени вы выполняли это упражнение. Будьте честны перед собой. Записывайте ровно тот результат, который удовлетворяет критериям упражнения – количество времени, проведённое в полном сосредоточении на цифре. Не удивляйтесь, если это время не превысило минуту или две минуты, это обычно на начальном этапе. В дальнейшем, по мере практики, вы сможете увеличить время концентрации.
Старайтесь постепенно увеличивать время, отведённое на упражнение концентрации внимания, до тех пор, пока результат не будет вас удовлетворять. Не важно, с какой целью вы увеличиваете вашу способность к концентрации, вам следует понять, что сильные «мышцы» концентрации пригодятся вам в решении практически любых жизненных задач. Особенно они важны в процессе привлечения желаемой реальности, так как концентрация внимания играет там значительную роль. Успехов вам на вашем пути!
metodorf.ru
Упражнения на развитие концентрации внимания онлайн — Викиум.ру
Вслушайтесь в свои эмоции. Что вы сейчас ощущаете? Спокойствие? Расслабленность? Напряжение? Возбуждение?
Наше эмоциональное состояние, словно маятник, колеблется из стороны в сторону – от подавленности или апатии к всплеску самых ярких чувств. Несмотря на то, что колебания маятника уносят нас в совершенно противоположных направлениях, оба эти положения маятника таят в себе одну большую опасность – временную утрату способности к произвольной концентрации внимания.
Когда вы управляете эмоциональным маятником?
Ответ: тогда, когда он находится в зоне относительного покоя.
Небольшие колебания маятника из стороны в сторону – от легкой усталости до бодрого состояния – это зона вашей оптимальной работоспособности. В этом положении эмоциональный маятник – ваш незаменимый помощник.
- Во-первых, он поддерживает в вас интерес и внимание к тому, чем вы в данный момент заняты.
- Во- вторых, по мере того, как в вас накапливается усталость, он подсказывает вам, что сейчас изменит свою спокойную амплитуду и взлетит в зону апатии и рассеянности.
- В-третьих, под влиянием каких-то внезапных внешних сигналов он предупреждает, что готов взмыть в противоположном направлении, помимо вашей воли увлекая за собой все ваше внимание.
Как эмоциональный маятник рассеивает внимание
Когда мы испытываем скуку или полностью расслаблены, или несколько растеряны, или утомлены, то наш эмоциональный маятник показывает сниженный эмоциональный фон. В этом состоянии мы чувствуем определенную нехватку сил, для того чтобы
- полностью сосредоточиться,
- сконцентрировать свои мысли,
- сфокусировать внимание
на чем-то, что требует от нас определенных волевых усилий. Маятник эмоций словно качнулся в сторону полного снижения нашей мозговой активности.
И вот мы начинаем легко отвлекаться от своего дела, наши мысли могут совершенно непроизвольно потечь в другом направлении, мы словно впадаем в легкое оцепенение. В результате, то, что находилось в фокусе нашего внимания, благополучно оказывается отодвинутым на периферию нашего сознания. К утрате внимания привело постепенное, но неуклонное снижение мозговой активности.
Индивидуальные психофизиологические различия таковы, что у кого-то этот период оптимальной работоспособности очень короткий. А кто-то способен сохранять концентрацию внимания ровно столько, сколько того требует решаемая задача. Достичь такого дисциплинированного внимания поможет специальная тренировка концентрации внимания.
Упражнения на расширение зоны концентрации внимания
Когда к психологу обращаются за помощью, например, в преодолении страха выступлений перед большой аудиторией, он, скорее всего, предложит своему клиенту цикл тренировочных упражнений. Каждое упражнение понемногу снижает уровень страха, и наконец, проблема оказывается преодолена. Тот же принцип предлагают психологи и для индивидуального повышения уровня концентрации внимания.
Например, весьма полезен здесь тренажер на Викиум «Клик-Клик». Выполнение этого упражнения направлено на пошаговое расширение зоны концентрации внимания, что обеспечивается постепенным возрастанием
- времени, в течение которого вы успешно справляетесь с задачами,
- числа объектов, которые вы можете удерживать в поле зрения.
Другое упражнение — «Найди предмет» — не только стимулирует концентрацию внимания, но и позволяет развивать способность как можно дольше удерживать определенный темп работы.
Оба упражнения принесут безусловную пользу тем, кто не может себе позволить изменить или сбавить темп в процессе работы. Сюда, например, можно отнести всех, кто в течение дня ведет прием клиентов – врачи, продавцы, юристы, консультанты.
Увеличить индивидуальное время сосредоточенности на работе можно также путем целенаправленных тренировок на тренажере «Уникум». Задача, поставленная здесь перед исполнителем, построена с учетом принципа постепенного истощения внимания. Борясь с истощением внимания и отодвигая его во времени, мы увеличиваем амплитуду пребывания нашего эмоционального маятника в оптимальной зоне, а значит, шаг за шагом наращиваем период нашей работоспособности. Это упражнение особенно полезно для тех, кто, например, вычитывает тексты, требующие редакторской правки, или готовит финансовые отчеты, сводя вместе несколько разных документов.
С Викиум вы сможете заниматься развитием концентрации внимания онлайн по индивидуальной программе
Как эмоциональный маятник провоцирует сбой внимания
Когда мы чересчур возбуждены, чрезвычайно взволнованы, испытываем сильный страх или ярость, эмоциональный маятник резко взмывает в противоположную сторону. Теперь мы как бы насильно, против нашей воли, оказываемся втянутыми в бурлящий водоворот самых сильных чувств и, как результат, становимся:
- зависимыми от наших переживаний,
- полностью охваченными бурей чувств,
- не в состоянии рационально относиться к происходящему вокруг.
Причиной тому – особенный рефлекс, названный знаменитым физиологом И.П. Павловым ориентировочным. Другое его название – рефлекс «Что такое» — как нельзя точно передает его роль в нашей жизни. Любые видимые и неожиданные изменения вокруг способны мгновенно вызвать у человека этот рефлекс. Как и все в нашей психике, он обладает полезностью, помогая вовремя заметить приближение опасного или полезного объекта. Но именно благодаря ему, наш эмоциональный маятник и взмывает вверх при каждом внезапном изменении среды. А внимание тут же меняется с произвольного, преднамеренного, на непроизвольное. Говоря иначе, мы отвлекаемся от нашей задачи помимо нашей воли. И требуется приложить немало усилий, чтобы потом вернуться обратно в свое рабочее состояние.
Вовсе «отключить» у себя ориентировочный рефлекс, конечно, не удастся. Но можно научиться сохранять самообладание и сосредоточенность в условиях, когда на вас буквально обрушивается шквал разного рода раздражителей. Управление вниманием – это, прежде всего, сознательное фокусирование на объекте и такое же осознанное абстрагирование от всего, что отвлекает или препятствует сосредоточенности.
Упражнения на развитие умения совладать с непроизвольным вниманием
Если в первом примере мы видели, что колебание маятника в одну сторону приводит к снижению концентрации, то в этом случае колебание маятника ведет к тому, что наше внимание непроизвольно переключается на внезапный сильный внешний раздражитель. Можно ли сохранить в таких условиях способность управлять своим произвольным вниманием? Да, если потратить определенные усилия на специальные тренировки внимания.
Упражнения на концентрацию внимания действительно могут помочь совладать с такими помехами, как, например,
- большое волнение перед экзаменом или важными переговорами;
- страх ошибиться в решении задачи, где цена ошибки особенно высока;
- раздражение от неожиданных и сильно отвлекающих помех.
Кроме того, эти упражнения для развития концентрации внимания вырабатывают важную способность не поддаваться на яркие отвлекающие информационные сигналы. Одно дело, когда вы работаете в обстановке, где нет ни неожиданных шумов, ни отвлекающих разговоров, ни ярких сюжетов типа телевизионной рекламы. И совершенно иное, когда от вас требуется максимально сосредоточиться на сложной задаче в условиях множества помех – от внезапных взрывов веселого смеха ваших коллег до соблазнительных ароматов вкусной еды.
Особенно большой эффект в развитии способности противостоять эмоционально сильным помехам обеспечивают наши тренажеры «Цветовод» и «Посчитай цвета». С помощь данных тренажеров создается искусственная помеха вниманию. Мозг тренируется игнорировать эту помеху, исключать ее из сознания, полностью сосредотачиваясь на поставленной задаче.
Хотите добиться самых высоких показателей? Тогда вас ждет тренажер «Цветовод: перегрузка». Вам придется привлечь все свое усилие воли, чтобы освоить это упражнение. Но, добившись в нем успеха, вы сможете затем эффективно применять навык, освоенный благодаря этому упражнению, чтобы в серьезных стрессовых ситуациях сохранять самообладание.
Тренажер «Аквариум» разработан с целью помочь вам в формировании способности сохранять внимание исключительно на требуемом объекте и не отвлекаться на все остальные, даже если они так похожи. Тренируясь, вы обучаете свой мозг важной способности отличать фигуру от фона, сохранять эту фигуру в поле своего зрения даже, когда фон и фигура почти сливаются друг с другом. В качестве примера можно привести ситуацию, когда вы в потоке машин должны следовать за определенным автомобилем и не потерять его из виду.
Для того, чтобы выросла концентрация внимания, упражнения онлайн должны выполняться регулярно.
blog.wikium.ru
Упражнения на внимание: как натренировать внимательность
Внимание – это способность человека сосредоточиться на конкретном предмете или действии. Иногда сконцентрироваться на процессе — прямая необходимость, но так как внимание не развито в нужной степени, мы теряем нить проблемы и отвлекаемся на посторонние факторы.
Внимание делится на произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание – это способность с помощью силы воли сосредоточиться на нужном объекте. Действенная тренировка внимания возможна только при благоприятных условиях:
- позитивное физическое и психологическое состояние человека;
- организация спокойных внешних условий;
- точность в постановке конечной цели;
- чередование упражнений;
- умственная нагрузка в сочетании с физическими действиями.
Упражнения на развитие внимания в повседневной жизни
Предлагаем вам эффективные упражнения на развитие внимания, которые не займут много времени. Выполнять их легко каждый день, в перерывах между делами.
- Картина в деталях. Найдите в интернете и распечатайте незнакомую вам картинку. Желательно, чтобы на ней не присутствовало одинаковых элементов. 5 секунд смотрите на нее, а потом переверните, вспомните и озвучьте те детали картинки, которые вам запомнились. Нормой считается запоминание 5–9 деталей, если вы вспомнили меньше, то вы невнимательны, больше – у вас развитая концентрация внимания.
- Включите телевизор, а рядом с ним поставьте часы со стрелками. На протяжении двух минут концентрируйтесь только на секундной стрелке, стараясь не отвлекаться на телевизор.
- Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Теперь начинайте обеими руками одновременно чертить на бумаге геометрические фигуры. Важно: правой и левой рукой рисовать нужно разные фигуры. Когда у вас это получится, то поставьте таймер на минуту и рисуйте фигуры на скорость. Средний результат – от 5 до 10 фигур, удовлетворительный результат – от 10 до 12.
- Действуйте по схеме предыдущего задания, но используйте не фигуры, а цифры.
- Выберите любой предмет из окружающей вас обстановки. Пять минут внимательно рассматривайте его. Закройте глаза, мысленно воспроизведите детали, которые вам удалось запомнить. Открыв глаза, посмотрите на него и определите, какие детали вы забыли. Снова закройте глаза и вспомните детали. Повторяйте упражнение до тех пор, пока у вас не получится мысленно воспроизвести полное описание предмета.
- Предмет из предыдущего упражнения спрячьте. Теперь возьмите карандаш и постарайтесь воспроизвести этот образ на бумаге.
- Лежа в постели перед сном, вспомните лица людей, которых вы сегодня встречали. Проанализируйте слова и жесты.
- Бросьте мимолетный взгляд на страницу с текстом. Попробуйте воспроизвести максимум информации со страницы.
- Расставьте перед собой пять предметов. Накройте накидкой. Резко снимите накидку и 10 секунд запоминайте предметы. Снова накройте предметы, возьмите лист бумаги и опишите каждый предмет в деталях. Постепенно увеличивайте количество предметов.
- Войдите в комнату, в которой вас еще не было. Быстро осмотрите обстановку и выйдите обратно. Все, что вы успели заметить, опишите на бумаге, позже сравнив написанное и оригинал.
- Когда идете по привычному для вас маршруту, запоминайте каждый предмет или явление на своем пути. Потом изложите наблюдения на бумаге, подробно описав каждый предмет.
Тренируем внимательность в игровой форме
Если вас утомили упражнения или вам не нравится сценическое внимание ребенка, которого невозможно заставить выполнять задания, то воспользуйтесь игровыми упражнениями, чтобы повысить уровень внимания:
- Играть в эту игру можно вдвоем, а можно и самостоятельно. В первом случае каждый участник берет лист бумаги и карандашом обводит ладонь. На каждом пальце он произвольно выставляет цифру от 1 до 100. После этого участники меняются листиками и на ладошке оппонента пытаются найти цифры, которые они видят перед собой сгруппировать в порядке возрастания. Игра на скорость.
- Возьмите колоду карт, перемешайте и разложите в форме прямоугольника карты рубашками вниз. 5 минут запоминайте расположение карт, после чего переверните их. Теперь вам нужно как можно быстрее найти парные карты. Аналог такой игры разработан в электронном варианте, но мы рекомендуем использовать карточный.
- Найдите и скачайте в сети игру Флеш. Состоит она в том, что вы заданное время смотрите на картинку, после чего любая деталь в ней меняется. Ваша задача – понять, что поменялось и указать на это явление. Этот процесс намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Одновременно с вышеперечисленными упражнениями на внимательность попробуйте поработать конкретно над сценическим образом. Сценическое внимание – необходимая характеристика человека любого возраста, выступающего перед публикой, повысить его уровень также можно с помощью упражнений.

Для чего тренировать сценическую внимательность
Знаменитый режиссер Станиславский считал, что хорошим оратором или актером становятся только при условии полной концентрации внимания на образе. При этом речь идет и о физической, и о психологической стороне личности. Важно при условии присутствия публики, наблюдающей за вами, сконцентрироваться на другом – том, что вам предстоит сыграть или донести.
Тяжело тренировать навык сценического внимания, но упражнения подходят для людей, которые хотят сделать жизнь ярче и насыщеннее, а не только для актеров. В отличие от внимания в жизни, внимательность на сцене – это исключительно фантазия в области акта, в котором находится актер.
Развитие сценической внимательности
Развитие сценической внимательности проходит в четыре этапа, каждый из которых закрепляется упражнениями. Первый этап заключается в отстранении от всех окружающих факторов, в сосредоточении всех органов чувств на конкретном процессе. Чтобы проработать это умение, нужно:
- Найти несколько фотографий с людьми. Важно, чтобы каждый человек принимал разную позу. Повторить эти позы.
- Прислушайтесь к звукам на улице. Постарайтесь в своем воображении нарисовать картину того, что там происходит.
- Суньте руку в карман и найдите несколько монет. Не доставая их, определите, к какому достоянию они относятся.
- Каждый день учитесь различать запахи цветов.
Станиславский говорил: «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Это значит, что важно уметь концентрироваться на нереальных, выдуманных объектах. Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:
- Вспомните дорогу, по которой вы ходили раньше, но уже не пользуйтесь ею сейчас. Детально опишите партнеру каждый элемент пути. Если партнер смог составить правдоподобный план по рассказу, упражнение удалось.
- Также опишите квартиру, в которой вы жили раньше, свою школу или дом родственников в деревне.
Третий этап состоит в умении быстро переключаться между несколькими объектами или процессами. Развивайте этот навык так:
- Возьмите коробку спичек и доставайте по одной спичке, при этом вслух рассказывая стихотворение;
- Попросите партнера написать вам 10 легких математических примеров. Решите примеры, одновременно разговаривая с партнером.
Освоение последнего этапа развивает внимательность артиста в жизни:
- Пройдитесь по дороге, которую вы хорошо помните. Проследите, как изменилась улица. Найдите как можно больше деталей.
- Когда идете на работу или по делам, обращайте внимание на людей. Замечайте и запоминайте их лица, стрижки, одежду, стиль, типажи.
При выполнении упражнений на внимание помните, что важно не переусердствовать, чтобы не сбиться с поставленной цели.
Советы по развитию внимательности
Чтобы увеличить продуктивность своих действий, соблюдайте такие рекомендации:
- Ставьте перед собой одну цель, а после достижения осваивайте следующую. Помните, что нельзя одновременно делать задания на развитие нескольких этапов сценического внимания.
- Давайте себе время для отдыха, когда вы не задумаетесь о повышении внимания.
- Старайтесь не рассеивать внимание на окружающих, лучше сосредоточьтесь и углубитесь в изучение одного явления или процесса, по крайней мере на начальных этапах.
Следуя этим рекомендациям и добросовестно выполняя задания, вы в короткие сроки добьетесь достаточного уровня внимания.
yourspeech.ru
11 упражнений на концентрацию внимания
Пятиминутные упражнения для повышения концентрации
Билл Гейтс считает способность к длительной концентрации тем самым важным качеством, которое отличает умного человека от глупого, успешного от не успешного. В этом есть резон, ведь чтобы достичь чего-то выдающегося, нужно долго и упорно выполнять свою работу, не отвлекаясь на несущественное.
Тот, кто умеет сосредотачиваться длительное время, одновременно развивает такие качества как:
Память
Когнитивные навыки
Творческое мышление
Терпение
Так что если у вас постоянно не хватает времени из-за работы и повседневных дел, а развиваться хочется, первым делом нужно развивать именно концентрацию. Даже 5 минут регулярных упражнений будет достаточно, чтобы заметить прогресс.
Упражнение первое
Возьмите книгу или журнал и посчитайте количество слов на странице. Затем пересчитайте еще раз. Чтобы повысить сложность, считайте 2 или даже 3 страницы.
При пересчете слов нельзя касаться бумаги руками, задействуйте только глаза.
Упражнение второе
Выберите большое число и считайте в обратную сторону: 5467, 5466, 5465… Когда вам станет скучно, усложните задачу: отнимайте не единицу, а тройку или пятерку.
Упражнение третье
Выберите одно вдохновляющее слово и повторяйте его мысленно на протяжении пяти минут. Не позволяйте себе отвлекаться и думать о чем-то еще. Таким образом вы медитируете и одновременно прокачиваете концентрацию.
Чтобы усложнить задачу, увеличьте количество времени до десяти минут.
Упражнение четвертое
Попытайтесь ни о чем не думать на протяжении пяти минут. От медитации это упражнение отличается тем, что вам не нужно садиться в кресло и расслабляться. Вы можете упражняться где угодно, даже в очереди.
Первая минута будет даваться с большим трудом, однако с практикой результаты будут вас удивлять. Повысится ваша концентрация, понизится уровень стресса.
Упражнение пятое
Возьмите в руку любой фрукт: яблоко, банан, апельсин. Изучите его со всех сторон, фокусируйтесь полностью на нем. Гоните прочь любые посторонние мысли вроде таких: «Где я его купил? Почем?».
Исследуйте форму, запах, предполагаемый вкус и ощущение. Не думайте обо всем этом, а ощущайте, представляйте образы.
Упражнение шестое
Наполните стакан водой. Возьмите его в руку, руку вытяните перед собой. Теперь полностью зафиксируйте свое внимание на стакане. Держите его перед собой на протяжении минуты. Если слишком легко, держите пять минут. Ощущайте стакан, его тяжесть, температуру.
Упражнение седьмое
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем треугольник, прямоугольник или круг. Закрасьте его любым цветом. Теперь концентрируйтесь исключительно на этой фигуре. Существует только эта фигура и все мысли только о ней. При этом не напрягайте глаза. Выделите на это 2-3 минуты.
Теперь закройте глаза и представьте в деталях эту фигуру и все ее мельчайшие подробности.
Упражнение восьмое
Сядьте в кресло и сидите неподвижно. Это может показаться простым, однако это не так. Поставьте таймер на пять минут и не двигайтесь. Не допускайте никаких непроизвольных движений.
Упражнение девятое
Ложитесь на пол и расслабьте свои мышцы. Теперь концентрируйтесь на своем сердцебиении и ни на чем другом. Думайте о том, как ваше сердце качает кровь и разносит его по всему организму.
Визуализируйте: представьте, как кровь покидает сердце и направляется к пальцам ног через все тело.
Упражнение десятое
Выйдите на прогулку, желательно в парк. Концентрируйтесь исключительно на запахах. Попытайтесь замечать не только запахи растений, но и другие, едва заметные. Отмечайте интенсивность и насколько они приятны для вас.
Найдите чем отличаются запахи друг от друга.
Упражнение одиннадцатое
Встаньте перед зеркалом и посмотрите самому себе в глаза. Теперь отстранитесь ментально от своего отображения и посмотрите на себя, как на чужого человека. Не думайте ни о чем, держите голову ровно.
Посмотрите себе прямо в глаза и попытайтесь как можно дольше выдержать этот взгляд. Трех минут будет достаточно.
Желаем вам удачи!
Читайте также:
mnemaks.ru
Развитие концентрации внимания, мышления. — внеурочная работа, прочее
Учитель МОУ «Пахаревская школа»
Волощенко Наталья Казимировна
Занятие
по внеурочной деятельности
«Хочу всё знать»
на тему:
Описание занятия: занятие содержит упражнения на развитие концентрации внимании, развитие мышления, тренировку внимания.
Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности
научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие познавательных и коммуникативных навыков у младших школьников
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: работать над развитием концентрации внимания, развитием мышления, тренировать внимание.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей;
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; 3) формирования умения слушать и вступать в диалог
Ход занятия:
I Организационный момент
Приветствие. Знакомство с вежливыми словами.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
II Знакомство Игра «Мой любимый фрукт» ( Упражнение позволяет развивать способности к длительной концентрации внимания) Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий повторяет действия второго и т. д
III Упражнение на развитие внимания, памяти..
Игра Топ-хлоп
(Упражнение позволяет развивать внимание.)
Ведущий произносит фразы — правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.
— Сегодня у нас в классе гости.
-Мы самые лучшие ученики в школе
— Завтра праздник Новый год.
— Летом всегда идет снег.
— Картошку едят сырую.
-Мою первую учительницу зовут Рита Петровна.
— Мы будем её любить и беречь.
IV Упражнения на развитие концентрации внимания.
Игра «Волна»
(Упражнение позволяет развивать устойчивость внимания )
Участники становятся в круг и кладут ладони на плечи соседей: правую ладонь на левое плечо соседа справа, а левую ладонь на правое плечо соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
V Физминутка
VI Упражнения на развитие мышления.
Игра «Закончи фразу».
— Нас лечит…
— Нас учит… — Картины пишет… — Дом строит… — Песни поет…
— Стихи пишет… — Двор подметает…
Игра «Создай группы»
Ребята делятся на две группы, Каждая группа из данных картинок создают несколько групп предметов по собственному придуманному признаку. Деление предметов на группы аргументируют.
VII Упражнение на распределение внимания.
Игра «Две руки — две подружки»
(Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно )
В течение 1 минуты нужно одновременно выполнять действия двумя руками : левой гладить живот, а правой бить по голове, а потом наоборот.
VIII Упражнение на развитие способности к длительной концентрации внимании.
Игра «Запомни и назови».
Дети просматривают ролик с изображением сказочных героев, запоминая их, а затем пытаются перечислить их.
X Итог занятия
— Какие игры вам понравились?
— С кем вы можете поиграть?
kopilkaurokov.ru
Упражнения для развития концентрации внимания у детей
Внимание! Внимание! Очень важная информация!
Здравствуйте, друзья! Тема действительно очень важная. Поговорим о внимании. Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться. Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?
К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.
Упражнение 1. «Сапёры»
Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.
В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.
Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.
Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.
Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.
Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.
А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.
Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.
Упражнение 2. «Дети-шпионы»
Попробуйте прочитать, что написано на картинке.
Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!
Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в комментариях. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.
Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.
Это не письмо получается, а дискотека!
Упражнение 3. «Спасательная операция»
Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.
Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.
ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА
Вариант второй. Ищем число 2016 среди цифр.
47638947201648758900008743720169458
50320169596677663620164584987384783
35142632822016906858683764578593578
78589220164395476782016433487743833
Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти и обвести на картинках выделенные фрагменты.
Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»
Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.
Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.
Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.
Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.
Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.
И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!
Например, задания, где нужно найти отличия.
Или различные лабиринты.
Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.
Упражнение 6. «Театральное чтение»
А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».
Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.
Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.
Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.
А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.
Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.
Такое театральное чтение применимо к любым текстам.
Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!
И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!
Заходите в гости снова!
Здесь вам всегда рады!
Евгения Климкович.
shkolala.ru
Упражнения на концентрацию внимания
3. Когда вы беседуете с кем-либо, не забывайте и о собственных планах. Сконцентрируйте свои мысли на цели, о которой вы говорите. Наблюдайте за каждым движением собеседника, но помните и о своих планах. Если вы небудете этого делать, то достигнете меньшего, чем должны были достигнуть.
4. Если вы хотите полноценно использовать свою энергию, не растрачивайте её попусту и и направьте на достижение цели. Сосредоточьте свой разум на одной цели. одном плане, одном деле.
5. Ничто не истощает нервную силу так быстро, как волнение. Гнев, сарказм и бурные эмоции делают человека слабым. Человек, не способный контролировать себя и не давать волю эмоциям, не может концентрироваться.
6. Нижняя область мозга — склад энергии. Но ею необходимо пользоваться правильно. Чем бы вы ни были заняты, всегда удерживайте разум на своих действиях.
Упражнения, тренирующие концентрацию внимания
1. Бегающий взгляд. Попробуйте бегать взглядом по предметам, и их частям, людям, частям лица, одежде, всему что видите. Задерживайте на время от одной десятой секунды(примерно) до 1-2 секунд не более. Очень важно, чтобы в момент остановки взгляда на предмете вы успевали увидеть и осознать что видите, можно так же сделать краткий анализ вещи, а потом сразу перевести взгляд. Отличное упражнение для использования в повседневной жизни. Помогает замечать больше вещей, видеть множество деталей.
2. Установка. Дайте себе установку смотреть на предмет и ждите пока внимание повысится. Когда это произойдёт, переключайтесь на другой предмет.
3. Заметить скрытое. Смотря на любые предметы в жизни, старайтесь заметить то, что раньше не замечали: Новые формы, квадраты, круги. Новые грани, свойства.
4. Медитация . Умение правильно медитировать помогает в фокусировке внимания.
Специальные упражнения
При глубокой концентрации внимания мысли направляются только на одну цель, все чувства отключаются, исчезает ощущение тела. Тренировки для улучшения концентрации внимания нужно проводить ежедневно. Это можно делать в любых условиях, даже в городском транспорте. Нужно поначалу следить за своей позой (спина и голова должны быть на одной вертикальной прямой), потом это войдет в привычку и будет выполняться автоматически.
Упражнение «Линия». Задача — на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении — делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.
Упражнение «Дальтоник». При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.
Упражнение Клинсмана. Знаменитый немецкий футболист, ныне успешный тренер Юрген Клинсман придумал для себя следующий способ тренировать концентрацию внимания перед матчем. Для этого он, как и космонавты, тоже использовал часы, только в более жестокой форме. Клинсман с помощью пинцета он полностью разбирал и опять тщательно собирал весь часовой механизм. Более того, в сборной Германии под своим началом он ввел это упражнение в практику тренировок, добиваясь от всех игроков полного восстановления хода часов. Если у вас не останется лишних деталей — это уже хороший уровень.
Упражнение «Муха». Представьте поле для игры в крестики-нолики. Три на три. В центральном поле сидит муха. Задача — двигать муху так, чтобы она не выходила за края поля, и не теряя ее своим фокусом внимания. Есть только четыре хода — «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По диагонали муха не ходит, задний ход муха не дает — это считается ошибкой. Разумеется, двигать муху исключительно мысленно, рисовать поле на бумаге нельзя — игра теряет смысл. Интереснее играть вдвоем-втроем и более, труднее одному. Если вы без ошибок продержались пять минут — это хороший уровень концентрации.
Упражнение «Две мухи». Более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи — муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один — вверх», «Муха два — вправо». Правила и задача — такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок — хороший результат.
Упражнение «Объемная муха». Самый сложный вариант. Представьте поле для игры в крестики-нолики уже не плоское, а объемное, как кубик Рубика. В самом центре этого объемного поля, внутри, сидит муха. Задача та же — двигать без ошибок и не терять муху. К предыдущим ходам «вверх», «вниз», «вправо», «влево» добавляется еще два хода — «к себе» и «от себя». В компании на всех «мухах» интересно проверить сравнительный уровень концентрации внимания мужчин и женщин. Обычно женщины играют хуже и чаще ошибаются, чем повышают самооценку мужчин — «мы все-таки умнее…!»
Упражнение для самых умных. Которые уже догадались, что это упражнение — две «объемные мухи». Задача — безошибочно двигать по кубику Рубика муху «один» и муху «два». Это упражнение находится уже на грани возможности даже для самых продвинутых. Вряд ли вам удастся продержаться более тридцати секунд. Это подвластно уже только людям с профессиональной концентрацией внимания — шахматистам, математикам, научным сотрудникам. Если все-таки удалось — переходите к трем «объемным мухам».
Упражнение Левитана. Наш легендарный диктор Юрий Левитан, чтобы исключить нередкие даже у хороших дикторов ошибки (а чем грозила ошибка в сталинское время, объяснять не надо), тренировал профессиональную концентрацию внимания, читая перевернутый вверх ногами текст. Иногда он даже просил коллег подталкивать и мешать ему, чтобы еще больше затруднить задачу. Читал текст размеренно, громко, ровным темпом, добиваясь обычного качественного звучания. Проверьте себя. Для непрофессионала одна страница печатного текста — хороший результат.
Упражнение «Шагающий экскаватор». Задача — сосчитать количество шагов от дома до работы, магазина, метро, детского сада, пивного ларька или другого любимого объекта. Если вы не сбились со счета за 10-ти минутный стандартный отрезок пути, это говорит о высокой концентрации.
Упражнение «Ладонь». Задача — без отвлечений внимания рассматривать свою ладонь, как это делает гадалка. Полностью концентрируетесь на мельчайших деталях. Все имеет значение — линии, ответвления, бугорки, рисунок кожного покрова, строение пальцев. Чем больше особенностей и деталей отыщите за три минуты, тем выше у вас была концентрация внимания.
Упражнение «Разведчик». Прочитайте абзац текста в незнакомой книге. И попробуйте воспроизвести на память слово в слово. Сразу вряд ли это получиться. Поэтому желательно тренироваться, добиваясь дословного воспроизведения сначала первого предложения. Потом двух первых предложений. Потом трех. И так далее. При этом каждый раз необходимо брать новый абзац текста, иначе это упражнение потеряет свой первоначальный смысл. Отличный уровень — дословное воспроизведение с первого просмотра текста из пяти-шести предложений. Тогда с вами можно будет пойти в разведку.
Упражнение «Абырвалг». Возьмите простые слова из двух слогов и переворачивайте их вслух: буква — авкуб, шапка — акпаш, кошка — акшок, солнце — ецнлос, башня — яншаб, какао — оакак. Разумеется, не читать, а мысленно переворачивать и сразу произносить за счет оперативной памяти. Если простые слова переворачивать получается, можно переходить к более сложным из трех слогов: килограмм, каламбур, бракодел, бабушка, гармония. Ну, и самые сложные слова уже на грани выполнения: барабанщик, бутерброд, спекуляция, гардемарин, безобразие, понедельник. В эту игру интересно играть с детьми — как соревнование, кто быстрее справиться?
Упражнение «Бронированный колпак». Представляете вокруг себя прозрачный, но очень прочный бронированный колпак. Он виртуальный, но через него вас никто не может побеспокоить и отвлечь — броня колпака отражает все внешние факторы. А вы в нем в это время занимаетесь своим делом, вниманием полностью погрузившись в процесс — и ничто снаружи не может вас потревожить. Актуально для работы в офисе, где много шумов и отвлекающих факторов. Или дома, за чтением книги, особенно, когда кто-то рядом готовит ужин, смотрит телевизор или слушает радио.
Специальные упражненияУпражнение 1.Необходимо
сесть, расслабиться и сконцентрировать внимание на стеклянном шарике диаметром
2-5 сантиметров, пытаясь проникнуть в шарик. Ничто не должно привлекать
внимания кроме шарика.
Когда удастся полностью овладеть своим вниманием настолько, что внимание
свободно удерживается внутри шарика, добавляется еще один шарик.
Переключайте внимание с одного шарика на другой настолько, чтобы первый шарик даже
исчез из поля зрения. Освоив это добавьте еще шарик. И так доводите число шариков до 9.
Главная задача — проникать только в очередной шарик и не видеть при этом
остальных.
Упражнение 2.
(Из древнеиндийской психотехники)
ЦЕЛЬ: овладение искусством концентрации на внешнем объекте.
Направляйте взгляд на кончик носа, полуприкрыв при этом глаза. Упражнение
выполняется утром и вечером.
Начинайте с 3 минут. Постепенно доводите время до 10 минут.
Упражнение вырабатывает способность контролировать свою психику.
Упражнение 3.
Сидя с закрытыми глазами расслабьте мышцы тела и концентрируйте внимание на переносице. Образно представляйте, что дыхание происходит через точку между бровями. Делайте до шести вдохов и выдохов. Во время дыхания произите мысленно фразу: «Мозг обладает неисчерпаемой энергией. Я управляю ею». При этом необходимо представить, что во время вдоха слова как бы проникают в мозг (как натягиваемая тетива лука), а при выдохе улетают вперед (как стрела).
Упражнение 4.
Возьмите книгу или журнал и посчитайте количество слов на странице. Затем пересчитайте еще раз. Чтобы повысить сложность, считайте 2 или даже 3 страницы.
При пересчете слов нельзя касаться бумаги руками, задействуйте только глаза.
Упражнение 5.
Выберите большое число и считайте в обратную сторону: 5467, 5466, 5465… Когда вам станет скучно, усложните задачу: отнимайте не единицу, а тройку или пятерку.
Упражнение 6.
Выберите одно вдохновляющее слово и повторяйте его мысленно на протяжении пяти минут. Не позволяйте себе отвлекаться и думать о чем-то еще. Таким образом вы медитируете и одновременно прокачиваете концентрацию.
Чтобы усложнить задачу, увеличьте количество времени до десяти минут.
Уражнение 7.
Попытайтесь ни о чем не думать на протяжении пяти минут. От медитации это упражнение отличается тем, что вам не нужно садиться в кресло и расслабляться. Вы можете упражняться где угодно, даже в очереди.
Первая минута будет даваться с большим трудом, однако с практикой результаты будут вас удивлять. Повысится ваша концентрация, понизится уровень стресса.
Упражнение 8.
Возьмите в руку любой фрукт: яблоко, банан, апельсин. Изучите его со всех сторон, фокусируйтесь полностью на нем. Гоните прочь любые посторонние мысли вроде таких: «Где я его купил? Почем?».
Исследуйте форму, запах, предполагаемый вкус и ощущение. Не думайте обо всем этом, а ощущайте, представляйте образы.
Упражнение 9.
Наполните стакан водой. Возьмите его в руку, руку вытяните перед собой. Теперь полностью зафиксируйте свое внимание на стакане. Держите его перед собой на протяжении минуты. Если слишком легко, держите пять минут. Ощущайте стакан, его тяжесть, температуру.
Упражнение 10.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем треугольник, прямоугольник или круг. Закрасьте его любым цветом. Теперь концентрируйтесь исключительно на этой фигуре. Существует только эта фигура и все мысли только о ней. При этом не напрягайте глаза. Выделите на это 2-3 минуты.
Теперь закройте глаза и представьте в деталях эту фигуру и все ее мельчайшие подробности.
Упражнение 11.
Сядьте в кресло и сидите неподвижно. Это может показаться простым, однако это не так. Поставьте таймер на пять минут и не двигайтесь. Не допускайте никаких непроизвольных движений.
Упражнение 12.
Ложитесь на пол и расслабьте свои мышцы. Теперь концентрируйтесь на своем сердцебиении и ни на чем другом. Думайте о том, как ваше сердце качает кровь и разносит его по всему организму.
Визуализируйте: представьте, как кровь покидает сердце и направляется к пальцам ног через все тело.
Упражнение 13.
Выйдите на прогулку, желательно в парк. Концентрируйтесь исключительно на запахах. Попытайтесь замечать не только запахи растений, но и другие, едва заметные. Отмечайте интенсивность и насколько они приятны для вас.
Найдите чем отличаются запахи друг от друга.
Упражнение 14.
Возьмите книгу или журнал и посчитайте количество слов на странице. Затем пересчитайте еще раз. Чтобы повысить сложность, считайте 2 или даже 3 страницы.
При пересчете слов нельзя касаться бумаги руками, задействуйте только глаза.
Упражнение 15.
Выберите большое число и считайте в обратную сторону: 5467, 5466, 5465… Когда вам станет скучно, усложните задачу: отнимайте не единицу, а тройку или пятерку.
Упражнение 16.
Выберите одно вдохновляющее слово и повторяйте его мысленно на протяжении пяти минут. Не позволяйте себе отвлекаться и думать о чем-то еще. Таким образом вы медитируете и одновременно прокачиваете концентрацию.
Чтобы усложнить задачу, увеличьте количество времени до десяти минут.
Упражнение 17.
Попытайтесь ни о чем не думать на протяжении пяти минут. От медитации это упражнение отличается тем, что вам не нужно садиться в кресло и расслабляться. Вы можете упражняться где угодно, даже в очереди.
Первая минута будет даваться с большим трудом, однако с практикой результаты будут вас удивлять. Повысится ваша концентрация, понизится уровень стресса.
Упражнение 18.
Возьмите в руку любой фрукт: яблоко, банан, апельсин. Изучите его со всех сторон, фокусируйтесь полностью на нем. Гоните прочь любые посторонние мысли вроде таких: «Где я его купил? Почем?».
Исследуйте форму, запах, предполагаемый вкус и ощущение. Не думайте обо всем этом, а ощущайте, представляйте образы.
Упражнение 19.
Наполните стакан водой. Возьмите его в руку, руку вытяните перед собой. Теперь полностью зафиксируйте свое внимание на стакане. Держите его перед собой на протяжении минуты. Если слишком легко, держите пять минут. Ощущайте стакан, его тяжесть, температуру.
Упражнение 20.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем треугольник, прямоугольник или круг. Закрасьте его любым цветом. Теперь концентрируйтесь исключительно на этой фигуре. Существует только эта фигура и все мысли только о ней. При этом не напрягайте глаза. Выделите на это 2-3 минуты.
Теперь закройте глаза и представьте в деталях эту фигуру и все ее мельчайшие подробности.
Упражнение 21.
Сядьте в кресло и сидите неподвижно. Это может показаться простым, однако это не так. Поставьте таймер на пять минут и не двигайтесь. Не допускайте никаких непроизвольных движений.
Упражнение 22.
Ложитесь на пол и расслабьте свои мышцы. Теперь концентрируйтесь на своем сердцебиении и ни на чем другом. Думайте о том, как ваше сердце качает кровь и разносит его по всему организму.
Визуализируйте: представьте, как кровь покидает сердце и направляется к пальцам ног через все тело.
Упражнение 23.
Выйдите на прогулку, желательно в парк. Концентрируйтесь исключительно на запахах. Попытайтесь замечать не только запахи растений, но и другие, едва заметные. Отмечайте интенсивность и насколько они приятны для вас.
Найдите чем отличаются запахи друг от друга.
Упражнение 24.
Встаньте перед зеркалом и посмотрите самому себе в глаза. Теперь отстранитесь ментально от своего отображения и посмотрите на себя, как на чужого человека. Не думайте ни о чем, держите голову ровно.
Посмотрите себе прямо в глаза и попытайтесь как можно дольше выдержать этот взгляд. Трех минут будет достаточно.
Упражнение «Сверхвнимание». Полезное упражнение, когда занимаетесь делом. Прикажите себе мысленно — «сверхвнимание включено!» По этой команде представляете яркий луч внимания, который направлен на объект или дело, которым вы сейчас занимаетесь — читаете, беседуете, делаете покупки, моете посуду, починяете примус. По этой команде вы полностью сосредотачиваетесь на объекте или своем деле, задействуя весь ресурс произвольной концентрации внимания, то есть силу воли. Делайте необходимое дело с включением повышенной концентрации внимания, пока сами себе не отмените команду, ведь в режиме «турбо» постоянно находиться невозможно. Когда дело закончено или уже сочтете нужным, просто командуете себе — «сверхвнимание выключено!» и переходите в обычный режим. Полезно включать сверхвнимание на ответственных событиях — встречах, переговорах, собеседованиях и т.д. Тогда наше сознание и подсознание фиксирует всю информацию вплоть до мелких деталей. Как известно, в бизнесе, как и в общении — мелочей нет!
Praktik (по материалам открытых источников)
По этой теме также читают:
«Тратака на свечу (упражнение на концентрацию)»
«Сила воли: как развить и укрепить»
praktiks.com